Почему горят диоды и мосты на автомобильных генераторах? Радиотехническое решение.

Почему горят?

  1. Банальный брак — диод пробивает напряжением ниже номинального, или разрушение током ниже номинала.
  2. Перегрев в следствии КЗ и превышение нагрузки при высокой атмосферной температуре.
  3. Внезапное отключение нагрузки. Плохой дребезжащий контакт от моста к аккумулятору.
  4. Резкий рывок или сброс оборотов. Губителен как рывок так и сброс оборотов.
  5. Диоды с низким быстродействием. На высоких оборотах перегреваются от сквозных токов.

Четвертый вариант рассмотрим:

  • Резкий рывок оборотов в сторону увеличения — редкое явление. При большой нагрузке также чревато. Возможно проявления на форсированных двигателях.
  • Резкий рывок в сторону уменьшения. Для устранения проблемы применяют шкив со встроенной обгонной муфтой. Это приводит к появлению еще одной ломающейся детали под капотом.

Кроме механической доработки, возможна доработка цепей возбуждения и выпрямителя.

Ротор генератора (далее — якорь) — является электромагнитом с зазором, а значит имеет значительную индуктивность, которая накачивается током до 5А. При резком изменении оборотов — регулятору приходится уменьшать ток через якорь, но сделать это моментально невозможно, т.к. приведет к пробою регулятора током самоиндукции, ЭДС которого велика. Из-за этого обмотку для защиты регулятора шунтируют диодом, но благодаря ему магнитное моле якоря плавно уменьшается. Этого достаточно для уничтожения диодов, особенно если внезапно пропала значительная нагрузка.

По этой причине необходим суперссор для якоря, который возьмет на себя большую ЭДС якоря. Остатки вторичной ЭДС статора необходимо поручить значительной емкости на выходе генератора.

Простой регулятор генератора с гибридным стабилитроном. Классическая версия.

gena_car_2

Применяется классический мост. Много деталей. Простое включение лампочки Check Generator. Через нее же и резистор 50 Ом — якорь получает первичное возбуждение

Простой регулятор генератора с гибридным стабилитроном. Рациональная версия.

gena_car_1

В этой схеме без напряжения для управления полевым транзистором ничего работать не будет. Напряжение можно взять с обмотки реле стартера (если есть). ЭБУ отключает стартер после того, как двигатель наберет минимальные обороты. Как правило это высокий уровень. Сопротивление обмотки — роли не играет. Либо просто с замка. Если нужно подключить лампочку Check Generator — то можно между +12 зажигания и стоком T1.

Все эти схемы позволяют некие вольности с номиналами элементов. Критичность проявляется только к делителю TL431. Кстати сенсор этой микросхемы всегда висит на батарее. Не засадит — всего-то 0,3 мА…

К достоинствам этого регулятора можно отнести:

  • всего 1 провод на возбуждение якоря.
  • малое собственное потребление.
  • простота и повторимость. Надо только настроить делитель TL431.

Стоит отметить, что на выпрямителе генератора присутствует значительная емкость. Супрессор + конденсатор = защита генератора.

Можно использовать «акустические» фарадные конденсаторы рядом с генератором.

Leave a Reply